МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
город Алексин, Тульской области
  • Школьный музей

    Помним прошлое. Смотрим в будущее!

         Школьный музей — неотъемлемая часть системы воспитательной работы и незаменимый помощник родителей и педагогов в патриотическом воспитании подрастающих граждан Российской федерации.

         Музей истории школы посвящен тем, кто стоял у ее истоков: учителям, ученикам, руководителям разных лет, выпускникам, погибшим при исполнении воинских обязанностей, а также всем кто прославляет нашу школу.

         Цель создания:

    • воспитание у учащихся школы чувства патриотизма и гражданственности;
    • формирование бережного отношения к музейным ценностям;
    • расширение знаний школьников и гостей школы об истории создания школы, о людях, прославляющих ее.

         Задачи работы музея:

    • оказание помощи в гражданско-патриотическом, нравственном, эстетическом воспитании;
    • сохранение многолетней традиции школы;
    • взаимодействие педагогического коллектива и выпускников разных лет.

         В школьном музее в отличие от других музеев доминирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Своей экскурсионно — просветительской  деятельностью  музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Музей нашей школы – это музей комплексного профиля, который создан на базе изучения истории школы, истории города. Создавая школьный музей, мы учитывали и хронологические рамки музейной экспозиции. Так, например, создавая экспозиции по истории школы, мы опирались на материалы довоенной поры (с момента возникновения школы) до наших дней.

    В нашей школе музей был создан по инициативе педагогов  и членов школьного органа самоуправления – совета старшеклассников.

         Для всех музеев характерны определённые периоды становления и функционирования.

    • Первый период – формирование, когда пересекаются интересы администрации школы, учителей-энтузиастов и учащихся.

         Только при своевременной и правильной поддержке администрации учитель-энтузиаст, организующий школьный музей, со временем становиться своеобразной гордостью школы. И, прежде всего, нужно самим определиться: чего хотим, что есть и как будет? А для этого необходимо разработать концепцию, экспозиционный план и примерный порядок работы. Для нашего музея в базовой школе  был выделен всего один учебный кабинет, изготовлены несколько стендов и витрин для демонстрации коллекции.

    • Второй период – накопительный.

         Формируется ядро активистов музея, ставятся цели, намечается тематика будущей экспозиции. Это самый бурный и активный период становления музея, который может продолжаться от нескольких недель до нескольких лет.

    • Третий период – демонстрационный.

         Собранная коллекция выявляется в виде экспозиции, уголка, музея. Появляется масса хозяйственных и истинно музейных функций:

        обработка экспонатов,
        подготовка витрин,
        системное, грамотное, логичное описание и  эстетическое оформление имеющихся экспонатов,
        хотя бы примитивная нумерация и каталогизация,
        подготовка   экскурсоводов
        формирование тематико-экспозиционного плана

         За годы работы  музея тематико-экспозиционный план , естественно, претерпевает некоторые изменения, так как появляются новые музейные предметы, создаются новые экспозиционные разделы и обновляются старые. Коллекция – это база будущего музея, тот материал, который в дальнейшем будет не только демонстрироваться, но и  изучаться и оберегаться. Это продолжительная, кропотливая, систематическая и планомерная работа.

    • Четвёртый этап становления школьного музея – оформительский.

         Именно на этом этапе развития и находится наш музей сегодня . Большая часть информации и доступных экспонатов собрана, поэтому наступает резкий спад новых поступлений. Большое внимание уделяется правильному оформлению витрин и отдельных экспонатов, экспозиционной и выставочной работе. Именно на этом этапе школьный музей начинает приносить школе определённые внешние дивиденды, превращается в «визитную карточку» школы, которую не стыдно предъявить в качестве своеобразной «изюминки».

        Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей обладает достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством

         Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа:

    • во-первых, он является образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение,
    • во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория.

         Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

         Работа школьного музея неизбежно выходит за рамки школьной жизни. Школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

     Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

    Следует выделить главные направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

    Семья

         Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия). Школьный музей отбирает наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Тематика выставок разнообразна: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме», «Старая фотография», «Фотографии рассказывают», «Профессии наших родителей» и много другое. В результате краеведческая работа способствовует повышению престижа семьи, укрепляет родственные связи, помогает воспитать чувство гордости за своих предков.

    Основные направления исследовательской деятельности:

        Родословное древо. Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.
        Судьба семьи в судьбе страны. Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.
        Семейный архив. Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: заводят и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.


    Школа

         Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим собираются следующие материалы:

        изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);
        свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);
        атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.);
        детские сочинения, творческие работы.


    Родной край


    При организации краеведческой работы школьного музея  необходимо руководствоваться следующими принципами:

        Комплексный характер сбора материала  и, как следствие, краеведческий профиль музея предполагают его максимально широкое включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы. Это будет залогом его долгого существования. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе к школе, тем глубже изучение. При этом не следует замыкаться только на своем, сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город область, Россия в целом). Сопоставление частного и общего, подача частного на фоне общего - важный момент музейной деятельности. Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-предметники. Географ, например, поможет оформить раздел связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.
        Разнообразие исследовательских методов:

        Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.
        Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.
        Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам» или свидетельствам того как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
        Переписка с земляками. Хорошо бы попытаться выявить людей, которые жили в этих краях, но уехали оттуда. Им приятно будет вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а может быть, и интересными предметами.
        Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.
        Просмотр телепередач, прослушивание радиопередач. Иногда самым неожиданным образом промелькнет интересная информация, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.

    Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея.

         В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

    В основной фонд входят:

    а)  вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;

    б)  изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;

    в)  письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки.

         В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диорамы, муляжи, модели, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства и другие экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

    Музей, как центр музейно-педагогической работы, берет на себя задачу «омузеивания» образования. В следствии чего необходимо  признавать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды.

         Экспозиция музея представляет собой сложившийся комплекс предметов, малодоступный для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущест­венно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации.

         Музей содержит экспозиции, посвященные истории школы, и охватывают большой исторический период – от основания до наших дней.

    В музее оформлены экспозиции:

    1. "Страницы истории школы" - экспозиция представляет собой несколько стендов:

    • "Первая школа в поселке Мышега" -  фотографии здания школы в первые годы её существования, фотографии первых учителей и  учащихся;
    • "Довоенная пора" - история реорганизации школы и открытие нового здания. Также представлен макет школы;
    • "Восстановление" - стенд рассказывает о педагогическом коллективе, о той огромной работе, которая была проделана по организации учебно-воспитательной работы во вновь восстановленной школе после Великой Отечественной войны;
    • "Новоселье" - стенд посвящен переезду в новое типовое здание рядом с парком "Жалка";
    • "Новое рождение" - рассказ о работе школы в 80-90-е годы XX века;
    • "Расскажем о времени и о себе" - рассказывает современным детям о том, чем занимались школьники в разные периоды жизни страны. Целые поколения - миллионы мальчишек и девчонок носили красный галстук и на всю жизнь запомнили свои пионерские  годы, как самые светлые, радостные, интересные и счастливые.

    2. "Война в истории школы" - экспозиция рассказывает об учителях и работе школы в период ВОв, на стенде представлены фотографии выпускников военных лет;

    3. "Алексинцы - Герои Советского Сюза" - представяет собой фото материалы и сведения о земляках-героях;

    4. "Ими гордится школа" - стенды с фамилиями учащихся разных лет, окончивших школу с золотой медалью;

    5. "Выдающиеся выпускники школы" - эта экспозиция содержит информацию о выпускниках нашей школы, которые добились высоких успехов и результатов в труде и спорте;

    6. "Учителя-ветераны" - представлена информация об учителях, а также руководителях нашей школы в разные периоды. Мы горды тем, что в нашей школе трудились такие настоящие Учителя. Они давала прочные знания на всю жизнь. Эта экспозиция содержит папки с информацией об учителях, работающие раннее, их наградах;

    7. "Документальная хроника" - в этой экспозиции представлены школьная форма, учебники и учебные пособия учителя, большая коллекция значков XX века, детские журналы и др.Уголок помогает воссоздать атмосферу советского времени, а незнакомые экспонаты знакомят учеников с образовательным процессом прошлого века;

    8. "Из истории детского движения" - в данной экспозиции содержится информация о детских и молодежных организациях: октябрята и их правила; Всесоюзная Пионерская организация имени В.И. Ленина: ее символика, ритуалы, законы пионерии; Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) и их ордена. Представлена коллекция октябрятских, пионерских и комсомольских значков, горн, барабан, пионерский галстук, удостоверения на значки ГТО, подлинные документы.

    Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией.

         К основным относятся: уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы, экскурсии, выставки, научные чтения (конференции), консультации, семинары, методические объединения, клубы (кружок, студия), тематические вечера, уроки мужества, день открытых дверей, исторические/фольклорные праздники, музейные олимпиады, конкурсы, исторические игры и другое.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie