Успешное существование образовательного учреждения возможно лишь в случае, если в вопросах организации учебно-воспитательного процесса задействован весь коллектив. Педагоги должны совместно решать вопросы, связанные с введением новых педагогических методик, присвоением наград ученикам, о назначении экзаменов, пересдач. Все эти проблемы рассматриваются на педагогическом совете. Педагогический совет – это форма управления педагогическим процессом в образовательной организации. На педсоветах решаются вопросы касательно учебно-воспитательного процесса, предлагаются пути его совершенствования. Каждый учитель, с момента трудоустройства, становится членом педагогического совета.
Педагогический совет
Основные задачи и функции
Главные задачи Педагогического совета
Педсовет – постоянно действующий руководящий орган, он обязан решать базовые проблемы учебно-воспитательного процесса. Педагогический совет проводится в любой школе, где работает три и более учителей.
Основные цели педагогического совета:
- Осуществление госполитики по образовательным вопросам
- Улучшение учебно-воспитательного процесса преподавателями
- Практическое внедрение лучшего педагогического опыта и достижений научно-технического прогресса
- Решения о зачислении на учебу, отчислении, переводе учеников, освоивших ФГОС по лицензии образовательной организации.
Кроме того на педагогическом совете обсуждается и принимается план работы школы, преподаватели заслушивают и презентуют свои отчеты и доклады, также участвуют представители сотрудничающих организаций. В частности на педагогических советах рассматриваются вопросы соблюдения санитарно-гигиенического режима, охраны труда и здоровья учащихся, и многое другое.
На педагогическом совете в школе обсуждаются вопросы итогового контроля по итогам прошедшего года обучения, о допуске детей к экзаменам или освобождении от них на основании медицинских заключений или иных документов. На педагогическом совете утверждается выдача документов о получении образования, переводе ученика, награждении его отличительными знаками, медалями и т.д.
Педагогический совет осуществляет следующие функции
Современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:
- управленческие;
- методические;
- воспитательные;
- социально-педагогические.
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.
Управленческие функции педагогического совета:
- законодательные: выражаются в принятии коллективных решений, обязательных для исполнения каждым работником ОУ. (Открытым голосованием принимаются рекомендации органов образования – решения, касающиеся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов, осуществления всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения, аттестации педагогических работников и др.);
- совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций;
- обобщающее-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований;
- планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ;
- экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, выполнении учителями и учащимися устава школы, соблюдении единых требований к учащимся, о работе с родителями;
- корректирующие: внесение изменений и поправок в образовательную программу, программу развития, воспитательную систему школы, уточнение планов работы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
Методические функции педагогического совета:
- информационные: сообщение о состоянии учебно¬-воспитательного процесса и путях его совершенствования, достижениях педагогической науки, распространение инновационного и актуального педагогического опыта, ознакомление с эффективными формами, методами и приемами обучения, результатами внедрения опыта педагогов¬новаторов, инновационных ОУ, внедрение современных образовательных технологий;
- образовательные: повышение квалификации педагогических работников путем передачи профессиональных знаний, умений, навыков, педагогического мастерства, формирование профессиональной индивидуальности и педагогического творчества;
- обобщающее-аналитические: анализ состояния учебно-¬воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта;
- выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, определение единых требований к действиям коллег;
- активизирующие: координация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы (научно¬-методического совета, проблемных и творческих групп, методических объединений) для решения педагогических проблем, отраженных в единой методической теме педагогического коллектива и темах самообразования педагогических работников.
Социально-педагогические функции педагогического совета:
- коммуникативные: обсуждение и рассмотрение механизмов организации взаимодействия педагогического коллектива с родителями, учениками, педагогическими коллективами других школ, социумом;
- координационные: интеграция усилий всех субъектов образовательного процесса (работников школы, родителей, общественных организаций, профессиональных партнеров и т. п.), участвующих в процессах воспитания и развития личности учащихся школы;
- согласовывающие: определение целесообразности принимаемых мер, последовательности действий;
- установление соответствия представленных программ, планов процедурам регламента, законодательным актам, стандартам, постановлениям, должностным инструкциям и т. п.;
- социальные: защита прав и охрана здоровья обучающихся, прав и обязанностей родителей (законных представителей) обучающихся, прав, социальных гарантий и льгот работников ОУ.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
- Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии
- Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности
- Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.