Современные проблемы, происходящие в нашем обществе, имеют целый ряд направлений, одним из которых является профилактика и работа с подростками, имеющими деструктивное поведение. Актуальность проблемы представлена ростом детской преступности, наркомании, деструктивного поведения среди подрастающего поколения. Основными причинами такого поведения среди подростков являются подмена ценностей, отсутствие контроля за поведением, ухудшение семейно-бытовых отношений, увеличение количества разводов и занятости родителей и др.
Деструктивное поведение представляет собой поведение, которое отклоняется от социально-психологических и духовно-нравственных норм. Исследования, посвященные изучению деструктивного поведения подростков, указывают на ряд особенностей (неадекватная самооценка, сниженные способности к рефлексии, трудности регуляции эмоционального состояния, отсутствие конкретных интересов, подверженность внешним влияниям, преобладание инфантильных гедонистических установок), которые свидетельствуют о необходимости коррекционной работы.
В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?
Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент.
Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в
большем внимании и заботе со стороны окружающих.
Группы риска
• находящиеся в сложной семейной ситуации;
• испытывающие серьезные проблемы в учебе;
• отличники, старающиеся все выполнить только на «отлично» и остро переживающие любые неудачи;
• не имеющие реальных друзей;
• не имеющие устойчивых интересов, хобби;
• находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;
• перенесшие тяжелую утрату;
• остро переживающие несчастную любовь;
• имеющие семейную историю ( суицидальные идеи, намерения, попытки , ставшие свидетелями насилия, свидетелями скулшутинга и т.д.);
• употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
• имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
• совершившие серьезный проступок или жертвы уголовного преступления (в т.ч., насилия);
• попавшие под влияние деструктивных групп, религиозных сект или молодежных течений.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА (КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ) В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1 Создание благоприятного климата в классе.
2 Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах.
3 Проведение разъяснительной работы с обучающимися о различных интернет-рисках.
4 Содействие развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям (учить конструктивно решать конфликтные ситуации, грамотно выстаивать общение со сверстниками).
5 Информирование детей о способах получения помощи в трудных ситуациях, о специалистах, которые могут такую помощь оказать.
6 Поддержание тесного контакта с родителями школьников, организация встреч и бесед при появлении в поведении подростка тревожных сигналов или неблагополучия.
7 Рекомендация родителям об обращении в случае необходимости к профильным специалистам (психологам, детским врачам-психиатрам, неврологам и т.д.)
Алгоритм действий классного руководителя по предупреждению деструктивного поведения учащихся
1. Составление социального паспорта класса.
2. Выявление случаев раннего неблагополучия детей «группы риска».
3. Подготовка необходимых документов для постановки подростка на ВШК.
4. Участие в разработке программы индивидуальной профилактической работы с учащимся.
5. Вовлечение учащихся в досуговую, общественно-полезную деятельность.
6. Осуществление контроля за посещаемостью занятий, успеваемостью учащихся; по итогам ежедневного оперативного контроля осуществление индивидуальной работы с подростком, информирование родителей.
7. Организация индивидуальной работы с родителями.
8. Анализ социальной адаптации учащегося, информирование администрации ОО, родителей о результатах профилактической работы с подростком.
9. При необходимости: подготовка и направление материала на Совет профилактики образовательной организации по вопросу о постановке либо снятии подростка с ВШК